secretmag.ru
Опубликовано 02 июля 2021, 13:11
7 мин.

Коварная россиянка развела мужа на деньги и половину имущества, а потом пошла делить его часть в суде

В дело вмешался Верховный суд

Елена и Виктор Аристовы решили расстаться спустя 18 лет брака. Но сначала разводиться не стали, а просто разъехались. Жена получила квартиру, «отступные» и пообещала мужу не претендовать на остальную недвижимость. Однако после официального развода всё же подала в суд на раздел имущества. В отместку муж решил отсудить «отступные». Как Верховный суд рассудил это дело — в разборе «Секрета».

Коварная россиянка развела мужа на деньги и половину имущества, а потом пошла делить его часть  в суде

Елена и Виктор Аристовы (имена героев изменены) 18 лет жили вместе. За это время они приобрели три квартиры, комнату в коммуналке, две машины, два гаража и два полуприцепа. В сентябре 2016-го пара решила пожить отдельно, официально не оформляя разрыв. Когда развод зарегистрировали в загсе, нажитое имущество стало камнем преткновения между бывшими супругами.

По версии Виктора, ещё до официального развода жена предложила ему самим разделить нажитое. Она сообщила мужу, что их дочери нужна отдельная квартира, — и предложила такой вариант: они продают одну из их общих квартир, зарегистрированную на Елену, плюс Виктор платит ей компенсацию в 1,6 млн рублей. Взамен Елена обещала оставить мужу всё остальное.

Виктор посчитал это справедливым: всё оформил и деньги за квартиру отдал жене. Кроме того, собрал нужную сумму «отступных», взяв кредит и заняв часть денег у своего отца. Елена написала расписку о том, что получила деньги. Но не указала, за что и нужно ли их возвращать.

Договорённости были устными. Со слов бывшего мужа, Елена обещала подписать договор о разделе имущества. Но так этого и не сделала. Спустя время Виктор продал свой Mitsubishi Pajero — один из двух автомобилей, нажитых во время брака, с оглядкой на то, что жена не должна быть против.

Но всё оказалось не так. По версии жены, Виктор без её ведома продал квартиру и машину. Кроме того, она заявила, что о разделе имущества никто не договаривался, а 1,6 млн руб. — это вовсе не «отступные». Так как в расписке не указано, за что или под какое условие муж передал деньги, то и предмета спора нет.

Как дело дошло до суда

В итоге почти через три года после официального развода закрутилось дело: Елена обратилась в суд, чтобы разделить совместно нажитое имущество. Она претендовала на вторую квартиру, комнату в коммуналке, деньги с продажи авто и квартиры, гаражи (в общей сложности на 2,3 млн рублей) и компенсацию почти в 2 млн рублей.

Елена уверяла, что все сделки с квартирой и машиной проходили без её ведома, а она была против. Мужу она была готова отдать третью квартиру, машину и полуприцепы (на 1,8 млн рублей). Что касается «отступных», то женщина не отрицала, что деньги были — но договорённости о разделе имущества не признавала.

Муж настаивал, что уже заплатил «отступные» и больше ничего делить не хочет. Чтобы побороться за право на имущество, он предъявил бывшей встречный иск о взыскании неосновательного обогащения (на 1,6 млн рублей) и попытался взыскать проценты за пользование чужими деньгами (ещё 365 000 рублей).

Суды не смогли прийти к единому решению. Первая инстанция присудила вторую квартиру бывшему мужу, а третью — поделила по долям между Еленой и Виктором. Также мужа обязали вернуть деньги за проданную машину и квартиру (почти 1,2 млн рублей), а жену — вернуть неосновательное обогащение (1,6 млн рублей, которые, по мнению суда, не были нажиты в браке — муж-то передал их после разрыва отношений) и проценты (ещё 33 000 рублей). После взаимозачёта получилось, что Елена осталась должна Виктору почти полмиллиона рублей.

Апелляция иначе оценила переданные по расписке 1,6 млн. По мнению суда, деньги были нажиты в период официального брака — и мужчина отдал их добровольно, то есть здесь нет речи о неосновательном обогащении. Такого же мнения оказалась и кассация.

Тогда Аристов пошёл в Верховный суд.

Что решил ВС

Судьи Верховного суда указали, что нижестоящие инстанции ошибочно признали деньги «совместными», — и напомнили, что Аристов передал деньги уже после того, как супруги начали жили по отдельности, хотя официально и не развелись.

Какой нормой руководствовался ВС?

Согласно п. 4 ст. 38 Семейного кодекса («Раздел общего имущества супругов») всё, что супруги нажили после расставания, — это собственность каждого из них.

Кроме того, судьи обратили внимание, что на мужа ошибочно переложили бремя доказывания незаконного обогащения. При предъявлении такого иска доказать обратное должен приобретатель — то есть жена.

ВС отметил, что Аристов предоставил суду расписку, а ещё и кредитный договор (оформленный за две недели до передачи денег). Апелляция и кассация не выяснили, на каком основании супруга получила деньги и нужно ли их было возвращать или нет, говорится в определении Верховного суда. Акты апелляции и кассации, которые касались встречного иска Аристова, отменили и вернули дело в областной суд.

В итоге решение отменили из-за того, что одна из сторон отказалась от иска (какая именно сторона — не ясно).

Что думают юристы

Ещё до штампа в паспорте о разводе каждый супруг может вести отдельное хозяйство, зарабатывать деньги и приобретать имущество в единоличную собственность, а также распоряжаться этими средствами, рассказала «Секрету» Вероника Сальникова, партнёр юридической группы «Яковлев и партнёры». Но, если не зафиксировать этот факт, другой супруг может посягнуть на это имущество и попытаться разделить его как совместно нажитое.

«Позиция ВС ожидаемая. Отметка о расторжении брака в судебной практике по семейным спорам носит второстепенный характер. Куда важнее тот факт, когда именно супруги разъехались и прекратили вести совместное хозяйство — то есть фактически прекратили брак. По общему правилу, разделить общее имущество супругов можно как во время брака, так и после его расторжения. Раздел имущества и само требование о таком разделе нужно документально подтверждать», — сказала она.

В деле супругов Аристовых Верховный суд РФ исправил процессуальные ошибки судов нижестоящих инстанций, которые неверно распределили бремя доказывания неосновательного обогащения, полагает Виктория Дергунова, адвокат, партнёр BGP Litigation.

При подаче встречного искового заявления супруг выдвинул требования о возврате именно неосновательного обогащения в рамках гражданского законодательства, а не семейного, обратила внимание Ольга Широкова, ведущий юрист Европейской юридической службы.

«Чтобы применить ст. 38 СК РФ о разделе общего имущества, Виктору нужно было доказать, что деньги не являются совместными. Доказать это невозможно. Впрочем, доказывать обратное нерационально, поэтому супруг пошёл другим путём — попытался признать полученные женой средства как неосновательное обогащение», — сказала она.

Письменная расписка уже предполагает то, что есть некая сделка. Но в этом кейсе в расписке было указано только то, что супруга получила 1,6 млн рублей — но не было указано, что это за деньги и за что они, указывает Широкова. «Верховный суд правильно отметил, что нижестоящие суды не исследовали доводы в полном объёме. Необходимо было разобраться, в рамках каких обязательств супруга получила денежные средства», — сказала она.

Как супругам обезопасить себя от иска о разделе личного (а не совместного) имущества? Инструкция от Алены Косиной, юриста фирмы «Алимирзоев и Трофимов»

Зачастую бывает так, что супруги живут отдельно, имеют раздельный бюджет и длительное время не ведут общего хозяйства, однако официально не расторгают брак. За это время каждый из них может купить и продать имущество, взять кредит и так далее.

Для таких людей ввели концепцию фактического прекращения брачных отношений. В соответствии с ней суд может признать имущество, которое супруг приобрёл в период раздельного проживания, его личной собственностью, а его обязательства — не семейными, а личными.

Коварная россиянка развела мужа на деньги и половину имущества, а потом пошла делить его часть  в суде

Что нужно сделать заранее?

  • Собрать как можно больше доказательств того, что отношения фактически закончены.
  • Составить список свидетелей и заверить их показания у нотариуса в порядке обеспечения доказательств.
  • Зафиксировать дату фактического прекращения брачных отношений в переписке с супругом или подписать соответствующее заявление у нотариуса.

Как суд поймёт, что люди фактически не состоят в браке, даже если они не развелись официально? Как это подтвердить документально?

  1. Супруги живут отдельно друг от друга
  • договор найма/аренды недвижимости, платёжки за период раздельного проживания;
  • бронирование отелей/гостиниц;
  • свидетельские показания (друзья, соседи, родственники, коллеги);
  • оплата коммунальных услуг отдельно от супруга.
  1. Супруги раздельно ведут хозяйство

-договоры займа, кредита, заключённые одним супругом для личных целей;

  • выписки по банковским операциям, подтверждающие, что каждый тратит личные сбережения сам и на свои цели;
  • свидетельские показания;
  • договоры об оказании услуг (уборка квартиры/иного помещения, где проживает один из супругов).
  1. Супруги отдельно проводят досуг
  • выписки с сайтов о бронировании отелей, авиабилеты и так далее;
  • фотографии с мероприятий;
  • свидетельские показания.