Загадочное ночное убийство собаки
Буквально сегодня дочитал примечательную книгу - "Загадочное ночное убийство собаки" Марка Хэддона. Эту книгу, конечно, нельзя поставить в один ряд с шедеврами мировой литературы, но, тем не менее, книга интересная, книга, которую стоит прочитать - прочитать и возмутиться. Ибо лично меня концовка книги возмутила меня до глубины души. Понимал ли автор, что он написал? Или подобные антимужские устаровки уже насколько вплелись в повседневность, что мы их не замечаем?
Итак, книга повествует о жизни 15-летнего мальчика, страдающего аутизмом, и, что интересно, написана от первого лица. Я не буду углубляться в особенности психики аутиста, которая, как считается, очень хорошо раскрыта в книге, а сразу перейду к фабуле.
Кристофер (так зовут главного героя) живёт с отцом в небольшом английском городке. Мать Кристофера сбежала с любовником в Лондон, бросив сына. Как следует им повествования, матерью она была так себе - ей не хватало терпения принимать особенности поведения Кристофера, она постоянно срывалась и истерила, в отличие от отца, который хоть и не идеален (а кто идеален?), но справляется с тяжёлой ситуацией ни в пример лучше матери.
Отец скрыл от сына поступок матери, сказав, что она умерла от внезапного сердечного приступа, причём сделал это не со зла, а потому что её поступок стал для него неожиданностью и он просто впопыхах не придумал ничего лучше. Ни одного дурного слова о матери Кристофер от отца не слышал.
Через некоторое время отец Кристофера пытается сблизиться с соседкой, с чьим мужем, собственно, и сбежала его жена; сначала у них всё было хорошо, но потом выяснилось, что соседка - немного повёрнутая головой на собаках, в частности на своей полуумной шавке (которая после операции стала неадкватно себя вести и периодически кидаться на людей). После серьёзной ссоры с соседкой отец Кристофера убивает собаку, которая на него кинулась.
Собственно книга начинается с того, что Кристофер, любящий животных, находит тело собаки и проводит расследование этого убийства, в ходе которого, шаг за шагом, он и узнаёт о предшествующих этому событиях. И что же?
Кристофер возненавидел отца и решил уехать к матери. От отца, который все эти годы был с ним и заботился о нём, заботился гораздо лучше, чем мать, мать, его бросившая ради любовника. И все вокруг его поддерживают! Онажемать! А отец - чудовище, убившее собаку! Мужлан, агрессор и абьюзер!
И вот Кристофер отправляется в Лондон к матери. Пусть мама услышит, пусть мама придёт!
И вот долгожданная встреча! Слёзы, сопли, все дела. Но вот незадача - васёк не в восторге - в его планы не входило подселить к себе в маленькую квартиру больного сына женщины. И в общем-то его можно понять: у него, судя по всему, был договор, что сын с ними жить не будет. После многочисленных ссор мамаша берёт Кристофера, угоняет машину любовника и возвращается в родной город, где... выгоняет отца из дома на том основании, что Кристофер его боится! "Это и мой дом тоже!" - заявляет шлюха, два года скакавшая на члене любовника.
На протяжении половины книги Кристофер рассказывает всем, что он боится отца, потому что тот убил собаку, и теперь Кристоферу страшно, что отец убьёт и его. И никто даже не попытался объяснить ему, что отца бояться не надо и ничего плохого он Кристоферу не сделает! Никто даже не инетерсуется, что случилось, и каковы обстоятельства. Все лишь ужасаются: "Убил собаку?! Какой ужас!".
Однако дом, видимо, был всё-таки правильно оформлен, и горе-мамаше приходится переезжать в форменную каморку - единственное жильё, которое она может себе позволить. И, разумеется, забирает с собой сына. Из собственного дома с двором, где у Кристофера была своя комната, его перевозят в грязную халупу с обосраным сортиром в коридоре (в коммуналку, фатически), где он спит в одной комнате с матерью и регулярно писается в штаны, т.к. не всегда может пользоваться общим туалетом. Всё ради ребёнка же, ёптель!
Крифтофер возвращается в свою (спец)школу, где ему, в общем-то, нравится, но вот незадача: между окончанием школы и возвращением матери с работы есть дырка в два часа, которую надо занять (оставлять Кристофера в коммуналке нельзя, это ж не свой дом, где он мог остаться дома хоть на весь день). И его каждый день на два часа возят к отцу, где тот, под неусыпным контролем и надзором главенствующей бывшей жены, терпиливо пытается восстановить с ним контакт, и у него вроде как даже получается, а жена проявляет вершины благородства и ему не мешает.
Автор вроде как хотел закончить на позитивной ноте, но мне как-то тоскливо совсем стало. Ну что за нафиг, а?