Традиционное общество и традиционные ценности. Часть 1.
Люблю почитать на сон грядущий какую-нибудь МИСП-группу. Скажем, эту. Много интересного узнаёшь: «Последний гвоздь в крышку патриархата», «…поцтреархатые псы…», «Женщины давно живут принципами MGTOW», «Рабские дни традиционных половых ролей остались в прошлом». «Традиционализм хуже феминизма». И сразу захотелось узнать: А чем, собственно, он хуже? И почему будущее непременно за мужчинами, играющими нетрадиционную половую роль? Давайте разбираться.
Традиционное общество.
Для начала: Кто такой ТРАДИЦИОНАЛИСТ? Термин это весьма широк, ибо традиций превеликое множество. У христиан одни традиции, у мусульман другие, у конфуцианцев третьи. Свои традиции были в царской России, свои в Советском Союзе, свои на либеральном Западе. По сути каждая культура, каждая религия, каждая идеология, существующая достаточно долго, формирует собственную традицию.
Поэтому сказать «Я традиционалист» мало. Важно уточнить какой именно традиции ты принадлежишь. Скажем, за последний век в России сложилась традиция всегда во всём быть согласным со своей женой, отдавать ей всю зарплату, и по первому её требованию уходить ни с чем, считая себя виноватым во всём и оставаясь должным ей чуть ли не по гроб жизни. Традиция? О, да! Ещё какая!
Отсюда большой простор для демагогии и подмены понятий. «Алени» не вчера появились, а значит у «аленизма» есть свои традиции. Куколды не вчера появились, а значит у куколдизма есть свои традиции. Не вчера появились васькИ, идиоты, тюфяки, баборабы, феминисты, онанисты, педерасты... Стало быть, и у них есть свои традиции. А значит все они традиционалисты? Так, что ли?..
Ещё одна распространённая ошибка – ставить знак равенства между понятиями «традиционное общество», «примитивное общество», «древнее общество», «патриархальное общество». Эти понятия соприкасаются, но они О РАЗНОМ.
Традиционное общество — это не обязательно давным-давно. Традиционное общество – это не обязательно мотыги, лапти и лучины. Традиционное общество – это даже не обязательно патриархат. Фундаментальный принцип традиционализма заключается в… способе проживания исторического времени.
А именно:
Существует две принципиально разных концепции исторического времени: время-кольцо и время-стрела.
Время-кольцо. (Традиционное общество)
Испокон веков, наблюдая за повторяющимися сменами дня и ночи, тёплых и холодных времён года, за циклами жизни и смерти, голода и сытости, труда и отдыха, люди свыкались жить по кольцу, в согласии с природным круговоротом.
Например: вспахать поле, засеять его, вырастить урожай, собрать его, подготовиться к зиме, перезимовать, а по весне вспахать поле и всё по новой. Или так: родить детей; выкормить; вырастить; научить всему, что умеешь сам; доживать под их заботой, пока они рожают тебе внуков, вскармливают, взращивают их и т.д. по кольцу.
В этом и есть суть традиционного общества: жизнь по кругу в согласии с Природой. Стабильность цикла была залогом общественной гармонии, а всё, что цикл нарушало – войны, эпидемии, неурожаи, стихийные бедствия, всевозможные новшества, чужеродные влияния и отступления от завета Отцов, рассматривались как зло, грозящее неисчислимыми бедствиями и крушением всего общества.
Чтобы жизненный цикл был нерушим, нужно было
- Чтобы каждый член общества знал своё место и строго исполнял своё предназначение. (Правитель – правит, поп – служит, воин – защищает, крестьянин – пашет и т.д.)
- Чтобы молодое поколение чтило родителей и шло их путём.
- Чтобы общественное (родовое) было важнее индивидуального.
- Чтобы общество было закрытым и отвергало чужие обычаи, чужую культуру, чужую идеологию, чужих богов и, тем более, браки с чужими.
- Чтобы каждая новаторская отсебятина встречалась с предельной осторожностью и по большей части отвергалась.
Нам, воспитанным в почитании Прогресса, данный уклад кажется дикостью и мракобесием, но в нём есть своя логика. По сути, любая природная экосистема, любой организм живёт по законам традиционного общества. Органы внутри нашего тела строго выполняют свои функции, жёстко отторгают чужеродные клетки, подчиняясь определённым физиологическим и биохимическим циклам (дыхание, сердцебиение, пищеварение и многое другое). И чем крепче эти циклы держатся в пределах нормы, тем здоровее организм. Если все жизненные циклы организма обретут нерушимую стабильность, это будет означать физическое БЕССМЕРТИЕ.
А теперь представим себе, что некий орган, например, сердце вдруг решило заняться новаторством и стало биться в произвольном ритме, или того интереснее – отказалось от своей традиционной роли и решило «поискать себя» в области пищеварения, дыхания, мыслетворчества… Чем кончится такой «прогресс»? Скорее всего, смертью всего организма.
Так что борьба с прогрессом – это далеко не всегда мракобесие. Иногда это способ выжить. Собственно, в этом и есть главное достоинство традиционного общества. Оно стабильно, жизнестойко и способно существовать практически вечно, вплоть до наступления обстоятельств непреодолимой силы (падение астероида, гибель Солнца и т.п.).
Идеологическая основа традиционализма – миф о золотом веке, о некоем прекрасном прошлом. Сатья-юга (век чистоты) в индуизме, эпоха легендарного Хуан-ди в мифологии Китая или сказание о потерянном рае из книги Бытия – все эти истории об одном и том же: Когда-то было идеальное время, мир был прекрасен, и люди были совершенны. Но в результате всевозможных мутаций, ошибок, грехопадений и бестолковых новшеств мир выродился, а люди измельчали и опустились.
«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя». Эта стариковская истина встречается и в Илиаде, и в папирусах древнего Египта, отражая один из столпов консервативного (традиционалистского) мышления: почитание великих Предков, сохранение традиций Отцов во имя жизни внуков.
Однако в природе человека (особенно молодого) заложена сила, цель которой изменить укоренившееся положение вещей. Это стремление к движению, и особенно к движению в сторону блага. Человеку мало жить ДОЛГО. Человек хочет жить ХОРОШО и, по возможности, всё лучше с каждым днём. Так возникает потребность в Прогрессе и ощущение исторического времени, как стрелы, вектора, направленного к определённой цели.
Время-стрела (Реформистское общество).
Представим, что все циклические процессы внутри нашего организма одновременно разомкнулись, стали векторами, разнонаправленными стрелами. Что это? Взрыв! Великий БАДАБУМ. Чистый хаос, в котором невозможна не то, что жизнь, но никакое бытие вообще.
К счастью, чистого хаоса нет в природе, как нет и чисто реформистского общества. Строго говоря, и чистого традиционализма тоже не бывает. Время-кольцо и время-стрела – это всего лишь абстракции, не существующие сами по себе. В реальности время-кольцо и время-стрела это две диалектические противоположности, живущие в неразрывном единстве, образуя время-спираль. Когда витки исторической спирали свиваются туже, наступает время стабильности (традиционное общество). Когда спираль распрямляется, приходит время перемен, революций, потрясений (реформистское общество).
Принципы реформизма:
- Каждый член общества должен «искать себя» и пробоваться в разных ролях.
- Конфликт отцов и детей – норма.
- Индивидуальное важнее общественного (родового).
- Приветствуется интернационализм, мультикультурализм, экуменизм, толерантность, смешанные браки и.т.п.
- Новаторство, реформы, изменения во что бы то ни стало.
Весь мир насилья мы разрушим
до основанья, а затем
Мы свой, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.
Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен:
Перемен, мы ждём перемен!
Но не всякие перемены оправданы. Имеют смысл лишь перемены к лучшему, то есть ПРОГРЕСС. Поэтому всевозможные революционеры и реформаторы (даже самые деструктивные!) любят называть себя «сторонниками Прогресса», «прогрессивной общественностью», «борцами за дело Прогресса» и т.п.
В основе любого прогрессивизма лежит миф о светлом будущем, вера в человека новой формации, в победу Разума, Добра, Справедливости и т.п. Типичные воплощения подобной мифологии – романы «Туманность Андромеды» Ефремова, «Сто лет тому вперёд» Булычёва или вселенная американского сериала «StarTrack». Все эти истории, по сути, об одном и том же: Были когда-то тёмные времена войн, нищеты, социальной несправедливости. Но люди сумеют всё это преодолеть и вот он, грядущий золотой век, где люди зажили дружно, счастливо и понесли Свет своего Знания через всю Галактику!
Классический пример философии Прогресса – марксизм-ленинизм. История здесь рассматривается как череда всё более совершенных общественных устройств: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. Также стремление к прогрессу приписывается и всему мирозданию. Материалисты-прогрессивисты верят в эволюцию Вселенной. Верят, что мёртвая материя может самопроизвольно, без вмешательства какой бы то ни было внешней творческой силы, САМА прогрессировать до материи живой, а затем и разумной.
Но ошибочно полагать, что прогресс придумали якобинцы, большевики и прочие левые. Вопреки расхожему мнению, одним из важных источников прогрессивного мышления (равно как традиционного) является… религия.
«И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое.» (Откр.21:5)
В начале времён Бог создаёт мир в несколько этапов, начиная с мёртвой материи и заканчивая разумной жизнью, тем самым руководя процессом эволюции. А в конце Истории после всех ужасов Апокалипсиса обещает Своим людям светлое будущее: новый Иерусалим, где «…и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет». (Откр.21:4)
* * *
Вершить прогресс значительно сложнее, чем хранить традицию. Во-первых, надо твёрдо знать свою цель, иметь реалистичный проект будущего, чётко видеть идеал, к которому стремишься. Во-вторых, надо уметь прогрессом «рулить», иначе велИк шанс не справиться с управлением и «заехать» не туда. И, судя по всему, с нашей Цивилизацией именно это и произошло.
Не случайно один из самых распространённых сюжетов современной фантастики: учёные проводят некий эксперимент, но чего-то не учитывают, и в результате – ядерная зима, глобальная эпидемия, нашествие мутантов, зомби-апокалипсис, экологическая катастрофа, восстание машин, портал в иную Вселенную, откуда прут орды монстров…
Утопия сменилась антиутопией, а научная фантастика – фэнтэзи. На смену отважным астронавтам и гениальным учёным пришли рыцари, колдуны и бессознательная ностальгия по стабильности и предсказуемости традиционного общества.
И пусть это всего лишь выдумки писателей, ведь сказка – ложь! Но её намёк предельно ясен: Люди всё меньше верят в светлое будущее, да и в сам Прогресс. Что-то с ним (прогрессом) творится неладное! Мы ещё не дожили до 2084-го года, откуда прибыла к нам «Гостья из будущего», но нет ни малейших намёков, что это «прекрасное далёко» когда-нибудь случится; что для мужчин, рождённых в 50-х, возраст в 132 года станет нормой.
Мы благополучно пережили 2015-й, в который путешествовали Марти Макфлай с доктором Брауном (фильм «Назад в будущее 2»), но даже в помине не наблюдаем аэробордов, летающих машин и реакторов, работающих на отходах. Мы до сих пор ездим на морально устаревших бензиновых повозках, а изобретённый почти 200 лет тому назад электромобиль преподносится как ультра-современное «новьё».
Зато наблюдается мощный прорыв в области цифровых технологий, средств связи, систем слежки и контроля, идентификации личности, геолокации, учёта финансовой и сетевой активности, обработки больших массивов данных, искусственного интеллекта, политтехнологий, манипуляций общественным сознанием, методов идеологического зомбирования. Государство, спецслужбы, банки и корпорации получают всё больше возможностей вмешиваться в частную и семейную жизнь граждан, и уже не за горами полная прозрачность и подотчётность жизни каждого из нас. Ну а когда отменят наличность, все банковские вкладчики автоматически станут крепостными, всесторонне зависимыми от «хозяев денег».
Целенаправленно и последовательно всё более уязвимым и бесправным делается БЕЛЫЙ, ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЙ, СЕМЕЙНЫЙ МУЖЧИНА. Если не считать ничтожного процента мировых биг-боссов, обычный мужчина теряет власть по всем фронтам. У него всё меньше влияния даже в собственном доме, в собственной семье. Да и сам институт Семьи трещит по швам. У нас нет права на счастье, на любовь, на женскую верность, на продолжение Рода (не путать с размножением), на воспитание собственных детей. Нет права (или оно стОит слишком дорого) на долгую жизнь, на поддержку в старости, на передовую медицину, на чистую окружающую среду, на просторное жильё, на качественное питание, на универсальное (а не узкоспециализированное) образование, правдивую информацию, высокую культуру...
Зато есть много возможностей спиться, скуриться, страхаться, опуститься, пополнить ряды бездумной толпы, прожить впотьмах и даром, отдать всё и умереть молодым.
Вот такой, с позволения сказать, прогресс…
Понятие «Прогресс» явно теряет свою привлекательность. Коллективное бессознательное всё более отчётливо воспринимает любые реформы, любое левачество, как движение в малоприятные миры «Матрицы», «Обители зла» или «Бегущего по лезвию».
На смену мифу о светлом будущем возрождается миф о прошедшем золотом веке королей, эльфов и драконов. А это значит, что мы стоИм на пороге нового традиционного общества, некоего олигархического феодализма, живущего по кольцу (кольцу всевластия?). Но на этот раз, следуя уже не природным естественным круговоротам, а искусственным циклам Цивилизации (экономическим, информационным, идеологическим): чередованию рабочих и выходных дней, корпоративным распорядкам, бизнес-планам, куплям-продажам, товарооборотам, транспортным и финансовым потокам, интернет-траффику и т.д. и т.п.
Это тоже традиционное общество! Вот только ценности нового традиционализма отнюдь не традиционны. Это уже НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ценности. Место в Бога заняли деньги. Место лесов – небоскрёбы, место экологии – экономика. Место патриарха, мужа и отца заняло государство. Место родственной, семейной любви – правовые отношения.
Индивидуализм пока рулит, но это временно. Он нужен до тех пор, пока не перемешаны и не смолоты в пыль «устаревшие» общественные институты: религия, мораль, культура, национальные устои. Но прежде всего: Институт традиционной патриархальной Семьи. Когда атомизация (сепарация, разделение) общества завершится, когда глобализм победит, весь мир соберётся под властью единого Сверх-Государства, а все религии, культуры и традиции переплавятся в однородный, усреднённый клейстер. Вместе с этим закончатся игры в либерализм и демократию. Свобода рядовых граждан ограничится выбором марки покупаемого пива или брендом носимого «шмота».
Как метко выразился профессор А.И.Осипов: «Нас хотят разнуздать, чтобы потом взнуздать».
А вот и принципы нового, апокалиптического традиционализма:
- Чтобы каждый член общества знал своё место и строго исполнял свою функцию.
- Чтобы молодое поколение чтило Власть и слушалось беспрекословно.
- Мнение Власти важнее индивидуального мнения.
- Никакого общения с «отжившими» традициями, религиями, культурами. Преследование «ретроградов», «оскорбителей Власти», «религиозных фанатиков», «идущих своим путём», «токсичных маскулистов», «поцтреархатых псов»» и прочих инакомыслящих.
- Каждая отсебятина, не соответствующая мнению Власти, отвергается.
Когда, ещё в школе, я впервые читал «Откровение» св. Иоанна Богослова, этот текст казался нагромождением больных фантазий и страшилок. Однако, анализируя сегодняшние мировые тенденции, исполнение предсказанного сценария кажется всё более вероятным.
«Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба». (1Фесс.5:3)
ВЫВОДЫ
Существует две противоположные концепции проживания исторического времени: Традиционализм и Реформизм.
Вне теоретических схем, в живой реальности, и традиционализм, и реформизм всегда существуют во взаимодействии, перетекают друг в друга, образуя порой весьма причудливые сочетания. Скажем, революционная риторика Ленина прекрасно уживалась с традициями полетарского коллективизма. А старческая застойность позднего СССР не мешала причислять себя ко «всему прогрессивному человечеству» и мечтам о светлом будущем.
Интересно наблюдать, как представители патриархальной традиции выступают в роли революционеров, ратуя за слом нынешнего анти-мужского общественного строя. Ещё интереснее видеть, как сообщества индивидуалистов, анархистов и вольнодумцев (МИСП) догматизируются, само-изолируются и обнаруживают такую агрессивную нетерпимость ко всякому инакомыслию, какую не всегда встретишь у религиозных фундаменталистов.
Традиционализм и Реформизм – два противоположных и взаимодополняющих способа проживания Истории, постоянно сменяющие друг друга по принципу маятника. Так воплощается извечное противостояние сил Порядка (Закона) и Хаоса. Ни одно из этих начал не является добром или злом. Бедствия начинаются при нарушении равновесия.
Слишком жёсткий Порядок (традиционализм) – это удушающая тирания, косность, вырождение и гнилостный застой.
Слишком разнузданный Хаос (реформизм) – это социальная катастрофа, война, революция и моря крови.
Гармония где-то посередине, причём не точно по центру, а с некоторым смещением в сторону традиционализма (вероятно, в точке золотого сечения). И каждый, кто способствует установлению данного равновесия, творит благо.
Образно говоря:
Если мир завяз в радиоактивном болоте, его спасают те, кто давит на «газ»: новаторы, реформаторы и даже ультралевые революционеры (если речь об экстренной эвакуации).
Если мир несётся в пропасть, его спасают те, кто жмёт на «тормоз»: традиционалисты, консерваторы и даже ультраправые фундаменталисты (если речь об экстренном торможении).
Однако, в историческом движении мало давить на «газ» или «тормоз». Нужно ещё и «руль» крутить. А значит понимать направление пути, иметь некую цель, исповедовать некие принципы, ориентиры, хранить и преумножать некие основополагающие ценности. Об этом вторая часть статьи.